ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ
Аннотация
Несмотря на различия в понимании соотношения религии и права и их места в социально-нормативной системе государства, большинство экспертов сойдутся во мнении, что религия наряду с моралью и правом является нормативно регулятивной системой, обеспечивающей упорядочивание общественных процессов посредством сознательного их подчинения установленным правилам. Религиозно-нормативные установки ислама по своей сути являются социальными императивами, выраженными в соответствующих нормах поведения мусульманина. Хотя в рамках рассматриваемой статьи не стоит задача определить значение религии для социальной регуляции человеческого поведения в современном обществе, следует отметить, что в отдельных странах общественная и политическая жизнь ориентирована на религиозные традиции и основана на исламском (мусульманском) праве, являющемся одной из основных мировых систем права (наряду с континентальной и англосаксонской). Всеобъемлющий характер ислама ярко проявляется в шариате, представленном системой правил, регулирующих религиозное и мирское поведение человека, и включающем в себя исламскую догматику и этику, а также правила поведения людей во всех сферах жизни. Изучением таких норм в рамках шариата занимается особая наука — фикх. Данным термином обозначается не только указанная область исламского знания, но и разрабатываемые ею правила поведения людей. Эту науку нередко называют исламской юриспруденцией, а формулируемые ею нормы — исламским (мусульманским) правом, хотя не все из них являются правовыми. Данная статья посвящена анализу подхода современной исламской правовой мысли о праве на неприкосновенность частной жизни и попытке рассмотреть институт защиты персональных данных личности через призму концепции защиты жилища в исламском праве.