ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИЗО И ФОТОГРАФИЙ В СМИ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ИНЫХ ИСТОЧНИКАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

  • Эрик Раулевич ВАЛЬДЕС-МАРТИНЕС Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства УПРАВИС, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-9958-6395
Ключевые слова: произведения изобразительного искусства, скульптор, фотографии, свободное использование произведений, социальные сети, музеи

Аннотация

Сегодня кажется совершенно обыденным делать фотографии исторических памятников, городских скульптур, художественных картин в музеях. Все перечисленные произведения относятся к объектам изобразительного искусства. Вместе с тем мало кто задумывается, насколько правомерно впоследствии использовать снятые фотографии: можно ли их размещать в социальных сетях на своих персональных страницах? Допустимо ли печатать такие фотографии в средствах массовой информации? Можно ли производить на основе этих снимков товары широкого потребления (футболки, брелоки, значки, открытки и т. п.) и т. д.?  

Как выясняется, с точки зрения действующего законодательства все не так просто. В последнее время отмечается возросшее количество судебных дел по данной проблематике. Этот вопрос стал предметом обсуждения на одном из заседаний Научно-консультационного совета Суда по интеллектуальным правам [1, c. 11].

Некоторым странам известен такой режим свободного использования произведений ИЗО, как panorama exception, или freedom of panorama, который предполагает бездоговорное использование произведений ИЗО, т.е. без разрешения авторов (правообладателей), которые постоянно находятся в общественных местах.

Гражданский кодекс РФ также предусматривает свободное использование произведений ИЗО, которые открыто расположены в общественных местах: парки, улицы, музеи и т. д. Вместе с тем свободное использование путем воспроизведения и распространения, в том числе на фотографии, возможно лишь при соблюдении определенных условий. В противном случае пользователю необходимо обращаться за разрешением к правообладателю.

Кроме того, в случаях если объект, в котором выражено произведение ИЗО (картина, скульптура, гравюра и т.п.), принадлежит на праве собственности музею, включен в состав Музейного фонда Российской Федерации и находится в музеях Российской Федерации, также необходимо запрашивать разрешение у музея. Несоблюдение этих требований приводит к нарушению прав как правообладателей, так и музеев.

В статье проанализированы особенности воспроизведения и распространения произведений ИЗО в СМИ, социальных сетях и иных источниках распространения информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрены подходы к свободному использованию произведений в некоторых иностранных юрисдикциях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Эрик Раулевич ВАЛЬДЕС-МАРТИНЕС , Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства УПРАВИС, Москва, Россия

Э.Р. Вальдес-Мартинес — Директор Ассоциации УПРАВИС, СНС Института права цифровой среды Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», преподаватель Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Опубликован
2022-04-12