ДУАЛИЗМ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ МУЗЕЙНЫХ ПРАВ
Аннотация
В условиях расширения масштабов конкуренции повышается стремление производителей и продавцов привлекать к своим товарам потенциальных потребителей и поддерживать их эмоциональную привязанность. Использование предметов искусства производителями и продавцами оказывает на потребителей особое воздействие, гарантирующее мгновенный отклик за счет срабатывания эффекта узнаваемости известного шедевра. При использовании изображений музейных предметов в коммерческих целях с юридической точки зрения на практике нередко возникает множество спорных моментов, поскольку специальные императивные нормы музейного законодательства о предоставлении права использования изображений музейных предметов в коммерческой деятельности с согласия музея во многом совпадают с содержанием правомочий обладателя исключительного права на объект интеллектуальной собственности. В связи с этим автор настоящей статьи анализирует, существует ли дуализм правовой природы музейных прав и пытается найти пути его разрешения. В данной работе используются методы анализа, сравнения и обобщения. Сделан вывод о том, что музейный предмет не является объектом интеллектуальной собственности, но результат его воспроизведения можно рассмотреть в рамках законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Результаты данного исследования могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований по данной проблеме и связанным с ней вопросам, в том числе в качестве теоретической основы для изучения неправомерного использования изображений произведений искусства из собраний музеев. Они также могут стать отправной точкой исследований при проработке юридических аспектов музейного законодательства и законодательства в сфере интеллектуальной собственности.