ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ ПРАВ НА КЛИЕНТСКУЮ БАЗУ ДАННЫХ
Аннотация
Развитие информационных технологий привело к возникновению ряда важных правовых вопросов, в том числе связанных с возможностью передачи данных клиентов. Используя общенаучные методы (анализ, синтез и др.), а также частнонаучные методы, а именно исторический, сравнительно-правовой и формально-юридический, автор стремится комплексно исследовать вопросы, связанные с отчуждением прав на клиентскую базу. Для достижения указанной цели автор статьи поставила задачи: изучить понятие «клиентская база»; рассмотреть особенности охраны сведений о клиентах в зарубежных правопорядках; выявить условия, при которых информация о клиентах может быть признана базой данных; установить, как соотносятся права на клиентскую базу и исключительное право на секрет производства (ноу-хау); проанализировать иные способы передачи информации о клиентах. В результате исследования автор пришла к следующим выводам. Прежде всего можно констатировать, что клиентская база является ценным активом и востребована участниками гражданского оборота. Анализ зарубежного права демонстрирует широкое понимание отдельных понятий, связанных с интеллектуальной собственностью, что предоставляет больше возможностей для распоряжения правами на клиентскую базу. Исходя из отечественного правового регулирования, возможно рассмотрение и отчуждение клиентской базы как базы данных. Кроме того, информация о клиентах и методах их привлечения с учетом ее коммерческой ценности в отдельных случаях может рассматриваться как ноу-хау. Также передача информации о клиентах осуществляется посредством заключения таких договоров, как договор возмездного оказания услуг и агентский договор.