О ПРИВИЛЕГИИ ТВОРЧЕСТВА, КОТОРОЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ (И О ВОПРОСАХ, КОТОРЫЕ ИЗ ЭТОГО ВЫТЕКАЮТ)
Аннотация
Гражданское законодательство России однозначно указывает, что автором результата интеллек- туальной деятельности является человек, творческим тру- дом которого этот результат создан. В международных конвенциях прямого указания нет, но подразумевается то же самое. Другого способа создания произведения законодательные акты не предполагают. Таким образом, за человеком закреплена привилегия творчества. Когда-то такой подход соответствовал естествен- но-научным взглядам. Наука считала способность творить свойственной только человеку, это виделось принципиальным отличием человека от животных. Со- ответственно нормы права строились сообразно этой парадигме. Однако современные естественные науки признают у животных способности к творчеству. В связи с новы- ми данными становится все труднее отрицать близкое сходство между человеком и животными, в том числе в области интеллекта и творчества.
В статье демонстрируются конкретные примеры творческих возможностей животных и созданных по- следними результатов интеллектуальной деятельности. Для большей наглядности автор проводит сравнение отдельных произведений, созданных животными, с про- изведениями, созданными человеком. Также уделено внимание естественно-научным работам, которые по- могают лучше понять происходящие в науке перемены. Автор приходит к выводу, что жизненные ситуации, рассмотренные в статье, невозможно уложить в су- ществующие правовые формы. В связи с этим перед правом интеллектуальной собственности встает вопрос концептуального выбора дальнейшего пути: будет ли оно развиваться в одном русле с естественными наука- ми; будут ли достижения естественных наук полностью проигнорированы правом или же, возможно, выбор будет сделан в пользу сохранения привилегии человека не на творчество, но на правовую охрану результатов творчества.
В более широком смысле открытие у животных способностей к творчеству (и исчезновение, вслед за признаком «интеллект», еще одного признака, который, как считалось ранее, отличает человека от прочего животного мира) привносит новые краски в дискуссию о правовом статусе животных. Факт признания за жи- вотными не только разума, но и способности созидать требует осмысления юридической наукой и, возможно, является еще одним аргументом в пользу целесообраз- ности признания новых субъектов гражданского права и права в целом.