ГАРМОНИЯ В ГАММЕ: ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Аннотация
Статья посвящена всестороннему анализу современных проблем охраны музыкальных произведений в контексте стремительного развития цифровых технологий. Автор рассматривает трансформацию музыкальной индустрии от аналоговых медиа к онлайн-платформам, уделяя особое внимание масштабам легального и нелегального распространения контента, а также появлению новых угроз в виде потокового пиратства, незаконного копирования, использования искусственного интеллекта и цифрового ремикширования. В работе представлена эволюция системы авторского права — от коллективных устных традиций до современных моделей индивидуальной и коллективной защиты, охарактеризованы ключевые юридические и технологические методы регистрации и защиты прав (регистрация, депонирование, DRM, цифровые водяные знаки, блокчейн). Анализируются международный опыт, судебная и административная практика, особенности российского законодательства; показаны сильные и слабые стороны системы коллективного управления правами. Особое внимание уделено перспективам и вызовам, связанным с интеграцией искусственного интеллекта в процесс создания музыки, развитием блокчейн- и NFT-решений, а также роли автоматических систем мониторинга и необходимости международной гармонизации регулирования. В заключение предложены рекомендации авторам и правообладателям, как эффективно управлять своими правами, и отмечается необходимость соблюдения баланса между интересами создателей и общества.
Скачивания
Литература
Guo X. The evolution of the music industry in the digital age: From records to streaming // Journal of Sociology and Ethnology. 2023. Vol. 5. No. 10. P. 7–12.
El Ardeliya V., Taylor J., Wolfson J. Exploration of artificial intelligence in creative fields: Generative art, music, and design // International Journal of Cyber and IT Service Management. 2024. Vol. 4. No. 1. P. 40–46.
Marshall L. The effects of piracy upon the music industry: A case study of bootlegging // Media, Culture Society. 2004. Vol. 26, No. 2. P. 163–181.
Cross I. Music, cognition, culture, and evolution // Annals of the New York Academy of Sciences. 2001. Vol. 930. No. 1. P. 28–42.
Aucouturier, J. J., Pachet, F. Representing musical genre: A state of the art // Journal of New Music Research. 2003. Vol. 32, No. 1. P. 83–93.
Scherer F.M. The emergence of musical copyright in Europe from 1709 to 1850 // Review of Economic Research on Copyright Issues. 2008. Vol. 5. P. 3.
Manton K.G., Vaupel J.W. Survival after the age of 80 in the United States, Sweden, France, England, and Japan // New England Journal of Medicine. 1995. Vol. 333. No. 18. P. 1232–1235.
Baloyi J.J. The role of technology in the historical development of the reproduction right in musical works // Fundamina: A Journal of Legal History. 2020. Vol. 26, No. 2. P. 233–287.
Ginsburg J.C. The concept of authorship in comparative copyright law // DePaul Law Review. 2002. Vol. 52. P. 1063.
Conley N. The Future of Licensing Music Online: The Role of Collective Rights Organizations and the Effect of Territoriality // Journal of Marshall Journal of Computer Information Law. 2007. Vol. 25. P. 409.
Guo X. The evolution of the music industry in the digital age: From records to streaming // Journal of Sociology and Ethnology. 2023. Vol. 5. No. 10. P. 7–12.
Danaher B., Smith M. D., Telang R. Piracy and copyright enforcement mechanisms // Innovation Policy and the Economy. 2014. Vol. 14, No. 1. P. 25–61.
Gioti A.M. From artificial to extended intelligence in music composition // Organised Sound. 2020. Vol. 25. No. 1. P. 25–32.
Jacques S., Flynn M. Protecting human creativity in AI-generated music with the introduction of an AI-royalty fund // GRUR International. 2024. Vol. 73, No. 12. P. 1137–1149.
Widijowati D. Preserving Artistic Legacies: Legal Safeguards for Intellectual Property Rights in the Music Industry // Research Horizon. 2023. Vol. 3, No. 3. P. 164–171.
Opus-Decentralized music distribution using InterPlanetary File Systems (IPFS) on the Ethereum blockchain V0.8.3 / B. Jia, C. Xu, R. Gotla et al. // Opus Foundation. 2017. P. 42.
Fung W.M.J., Lakhani A. Combatting peer-to-peer file sharing of copyrighted material via anti-piracy laws: Issues, trends, and solutions // Computer Law Security Review. 2013. Vol. 29, No. 4. P. 382–402.
Waldfogel J. Digitization, copyright, and the flow of new music products // Handbook of the Economics of Art and Culture. 2014. Vol. 2. P. 277–297.
Barni M., Bartolini F. Data hiding for fighting piracy // IEEE Signal Processing Magazine. 2004. Vol. 21. No. 2. P. 28–39.
Ciolfi L. Space and place in digital technology research: A theoretical overview // The SAGE Handbook of Digital Technology Research. 2013. P. 159–173.
Golova I.M., Sukhovey A.F. Threats to the innovative security of regional development in a digital society // Ekonomika Regiona = Economy of Regions. 2018. Vol. 3. P. 987.
Shao M.H., Hwang J.J., Wu S. A transactional-cycle approach to evidence management for dispute resolution // Information Management. 2005. Vol. 42. No. 4. P. 607–618.
Teague E.J. Saving the Spotify revolution: Recalibrating the power imbalance in digital copyright // Case Western Reserve Journal of Law Technology Internet. 2012. Vol. 4. P. 207.
Savelyev A. Copyright in the blockchain era: Promises and challenges // Computer Law Security Review. 2018. Vol. 34, No. 3. P. 550–561.
Liebowitz S.J., Watt R. How to best ensure remuneration for creators in the market for music? Copyright and its alternatives // Journal of Economic Surveys. 2006. Vol. 20, No. 4. P. 513–545.
Goldman E. Content moderation remedies // Michigan Technology Law Review. 2021. Vol. 28. P. 1.
Covaleski M.A., Dirsmith M.W., Rittenberg L. Jurisdictional disputes over professional work: The institutionalization of the global knowledge expert // Accounting, Organizations and Society. 2003. Vol. 28, No. 4. P. 323–355.
Pfeil U., Zaphiris P. Applying qualitative content analysis to study online support communities // Universal Access in the Information Society. 2010. Vol. 9. No. 1. P. 1–16.
Litman J.D. Copyright Legislation and Technological Change // Oregon Law Review. 1989. Vol. 68. P. 275–361.
Delchin R.J. Musical Copyright Law: Past, Present and Future of Online Music Distribution // Cardozo Arts & Ent. Law Journal. 2004. Vol. 22. P. 343.
Copyright (c) 2025 Труды по Интеллектуальной Собственности

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.