ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССАХ ДИСТРИБУЦИИ И ПРОКАТА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности документальных фильмов с точки зрения авторского права в процессах дистрибуции и проката в Казахстане. Так как наблюдаются сложности в процессах продвижения документальных фильмов в стране, необходимо обратить внимание на причины такого положения данной формы аудиовизуального медиапродукта. Телевидение не раскрывает в полной мере сути документального фильма, отрицательно влияя не только на восприятие документалистики со стороны аудитории, но и на восприятие данной формы произведения в правовом аспекте. Уверенность в том, что документальное кино только информирует и не имеет четкого авторства, обесценивает и подвергает сомнению возможность рассмотрения документального фильма как объекта авторского права. Также автор обращает внимание на трансформацию пассивного «героя» документалистики в активного «социального актера», который может потенциально претендовать на смежные права наряду со сценаристом и оператором. Цель исследования — определить проблемные вопросы и предложить пути решения в данном аспекте с учетом местного законодательства Республики Казахстан. В качестве метода исследования использован анализ законодательных актов Республики Казахстан, касающихся авторского права в документальном кино, а также анализ деятельности документалистов Казахстана, представляющих новое поколение документалистов в цифровой среде — Каната Бейсекеева и Рината Балгабаева. В заключение автор предлагает пересмотреть законодательство по вопросам авторского права с учетом специфики документальных фильмов (смежные права, музыка, защита от пиратства). Также автор отмечает необходимость учитывать изменения, которые привносит интернет-пространство и социальные медиа в вопросы охраны авторского права.