ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

  • Дмитрий Юрьевич БОРИСЕНКО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация https://orcid.org/0009-0001-4118-6775
Ключевые слова: маркетплейсы, интеллектуальная собственность, товарные знаки, ответственность цифровых платформ, контрафакт

Аннотация

Рассмотрены правовые аспекты ответственности маркетплейсов за нарушение исключительных прав в России и за рубежом. Проанализированы российские и международные судебные прецеденты, а также законодательные нормы, регулирующие деятельность цифровых платформ. Автор отмечает, что в российском праве отсутствуют четкие требования к маркетплейсам в части проверки продавцов перед их регистрацией, что позволяет недобросовестным лицам повторно размещать контрафактную продукцию. Рассмотрены механизмы регулирования, применяемые в США, Европейском Союзе и России, в частности принципы notice and takedown, secondary liability, а также концепция «усиленной ответственности при повторном нарушении».

Уделено внимание анализу допустимости доказательств, полученных с аналитических платформ, таких как MPStats (МПСтатс), и их использованию в судебных разбирательствах. Подчеркивается различие между российской и зарубежной правоприменительной практикой, в том числе по вопросам верификации продавцов и предотвращения повторных нарушений. Даны рекомендации по совершенствованию российского законодательства, включая внедрение механизма Know Your Seller («Знай своего продавца»), ужесточение мер по пресечению распространения контрафакта и создание единой системы мониторинга для цифровых платформ.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Дмитрий Юрьевич БОРИСЕНКО, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация

Д.Ю. Борисенко — студент магистратуры факультета права НИУ ВШЭ, юрисконсульт АО «РАНБАКСИ»

Литература

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 24.11.2006 № 318-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // СПС «Консультант Плюс».

Ворожевич А.С. Споры по нарушениям исключительных прав на товарные знаки в маркетплейсах // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 2. С. 133–141.

Васильева А.В. Ответственность маркетплейсов за нарушение интеллектуальных прав: обзор судебной практики // Экономика и управление: опыт и новые решения в эпоху трансформаций. 2024. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-marketpleysov-za-narushenie-intellektualnyh-prav-obzor-sudebnoy-praktiki?ysclid=mbiawsl9qy403065471

Малюшев А.В., Синельникова В.Г. Ответственность маркетплейсов за нарушения интеллектуальных прав // Вестник университета. 2023. Т. 8. № 1.

Сальникова А.В., Кудимова Ю.А. Контрафакт в маркетплейсах на примере «Вайлдберриз»: постановка проблемы // Вестник университета. 2021. № 2. С. 117–123.

Digital Millennium Copyright Act (DMCA) of 1998. [Электронный ресурс] // U.S. Copyright Office. — URL: https://www.copyright.gov/legislation/dmca.pdf (дата обращения: 11.02.2025).

The Standing Committee on the Law of Trademarks, Industrial Designs and Geographical Indications of the World Intellectual Property Organization (SCLT of WIPO) of 2001. [Электронный ресурс]. — Geneva: WIPO, 2001. — URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/marks/845/pub845.pdf (дата обращения: 15.02.2025).

Tiffany (NJ) Inc. and Tiffany and Company v. eBay, Inc, No. 04 Civ. 4607, Southern District of New York, July 14, 2008. [Электронный ресурс] — URL: https://casetext.com/case/tiffany-nj-inc-v-ebay-inc (дата обращения: 13.02.2025).

L’Oréal v. eBay (C-324/09, Суд ЕС, 2011). [Электронный ресурс] // Eur‑Lex. — 2011. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:62009CJ0324 (дата обращения: 18.02.2025)

Tiffany & Co. v. eBay Inc. (600 F.3d 93, 2010, США). [Электронный ресурс] // Casetext / WIPO Lex. — 2010. — URL: https://www.casetext.com/case/tiffany-nj-inc-v-ebay-inc (дата обращения: 19.02.2025)

Louis Vuitton v. Amazon (Франция, 2022). [Электронный ресурс] // Luxembourg District Court, 2022. — URL: (укажите прямую ссылку, если есть) (дата обращения: 11.02.2025).

Christian Louboutin v. Amazon (C-148/21 и C-184/21, Суд ЕС, 2022). [Электронный ресурс] // Eur‑Lex. — 2022. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:62021CJ0148 (дата обращения: 15.02.2025)

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 июня 2022 г. № А41-85375/2020 — дело по иску ООО «Комфортплюс» к ООО «Вайлдберриз» о нарушении прав на товарный знак. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс»

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.08.2024 № С01-1428/2024 — вопрос о допустимости данных аналитических сервисов в качестве доказательств. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс»

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.09.2024 № С01-1365/2024 по делу № А53-27386/2023 — анализ использования скриншотов и аналитических данных как доказательства. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс»

Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 305-ЭС18-13471 — позиция по ответственности информационных посредников за продажу контрафактных товаров. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс»

Решение Арбитражного суда города Москвы от 1 сентября 2021 года по делу № А40-92572/2021 — по вопросу ответственности маркетплейса за размещение контрафактной продукции. – Режим доступа : СПС «Консультант плюс»

Weckström K. Secondary Liability for Trademark Infringement in the United States // University of Louisville Law Review. 2011. Vol. 49. P. 555–590.

Dinwoodie G.B. Secondary Liability for Online Trademark Infringement: The International Landscape // Columbia Journal of Law & the Arts. 2014. Vol. 37. P. 463–483.

Tushnet R. Power Without Responsibility: Intermediaries and the First Amendment // George Washington Law Review. 2013. Vol. 76. P. 986–1016.

Urban J.M., Quilter L. Efficient Process or “Chilling Effects”? Takedown Notices Under Section 512 of the Digital Millennium Copyright Act // Santa Clara Computer & High Technology Law Journal. 2006. Vol. 22. P. 621–693.

Frosio G. Reforming Intermediary Liability in the Platform Economy: A European Digital Single Market Strategy // Northwestern University Law Review. 2017. Vol. 112. P. 19–46.

В Госдуму внесли еще один законопроект о защите покупателей БАД на маркетплейсах [Электронный ресурс] // Фармацевтический вестник. — 2024. — URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/V-Gosdumu-vnesli-eshe-odin-zakonoproekt-o-zashite-pokupatelei-BAD-na-marketpleisah.html (дата обращения: 05.03.2025).

Правила реализации товаров [Электронный ресурс] // Wildberries. — URL: https://www.wildberries.ru/services/agreement (дата обращения: 06.03.2025).

Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» создадут единую систему для борьбы с контрафактом [Электронный ресурс] // Известия. — 2022. — URL: https://iz.ru/1342227/anna-urmantceva/wildberries-ozon-i-iandeks-market-sozdadut-edinuiu-sistemu-dlia-borby-s-kontrafaktom (дата обращения: 05.03.2025).

Wildberries will launch the "Digital Arbitration" service [Электронный ресурс] // RBC. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66055e139a79474e348ae96f (дата обращения: 07.03.2025)

Закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) [Электронный ресурс] // Европейская Комиссия. — 2022. — URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-services-act_en (дата обращения: 09.03.2025).

Loi contre la contrefaçon (France, ordonnance n° 2021‑1734 du 22 décembre 2021) [Электронный ресурс] // Lemonway Blog (juriste européen). — 2021 (вступил в силу 28 мая 2022). — URL: https://www.lemonway.com/blog/reglementation-marketplace-b2c (дата обращения: 10.03.2025)

Integrity, Notification, and Fairness in Online Retail Marketplaces for Consumers Act (INFORM Consumers Act) [Электронный ресурс] // U.S. Congress. – 2022. – URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/5502 (дата обращения: 08.03.2025).

What is INFORM Consumers Act? [Электронный ресурс] // Middesk. — URL: https://www.middesk.com/blog/what-is-inform-consumers-act (дата обращения: 09.03.2025).

References

Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaja) ot 24.11.2006 No. 318-FZ (red. ot 11.06.2022) // SPS “Konsul'tant Pljus”.

Vorozhevich A.S. Spory po narushenijam iskljuchitel'nyh prav na tovarnye znaki v marketplejsah // Zhurnal Suda po intellektual'nym pravam. 2021. No. 2. S. 133–141.

Vasil'eva A.V. Otvetstvennost' marketplejsov za narushenie intellektual'nyh prav: obzor sudebnoj praktiki // Jekonomika i upravlenie: opyt i novye reshenija v jepohu transformacij. 2024. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-marketpleysov-za-narushenie-intellektualnyh-prav-obzor-sudebnoy-praktiki?ysclid=mbiawsl9 y403065471

Maljushev A.V., Sinel'nikova V.G. Otvetstvennost' marketplejsov za narushenija intellektual'nyh prav // Vestnik universiteta. 2023. Т. 8. No. 1.

Sal'nikova A.V., Kudimova Ju.A. Kontrafakt v marketplejsah na primere “Vajldberriz”: postanovka problem // Vestnik universiteta. 2021. No. 2. S. 117–123. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-2-117-123

Digital Millennium Copyright Act (DMCA) of 1998. [Electronic resource] // U.S. Copyright Office. — URL: https://www.copyright.gov/legislation/dmca.pdf (accessed: 11.02.2025).

The Standing Committee on the Law of Trademarks, Industrial Designs and Geographical Indications of the World Intellectual Property Organization (SCLT of WIPO) of 2001. [Electronic resource]. — Geneva: WIPO, 2001. — URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/marks/845/pub845.pdf (accessed: 15.02.2025).

Tiffany (NJ) Inc. and Tiffany and Company v. eBay, Inc, No. 04 Civ. 4607, Southern District of New York, July 14, 2008. [Electronic resource] — URL: https://casetext.com/case/tiffany-nj-inc-v-ebay-inc (accessed: 13.02.2025).

L’Oréal v. eBay (C-324/09, Sud ES, 2011). [Electronic resource] // Eur‑Lex. — 2011. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:62009CJ0324 (accessed: 18.02.2025).

Tiffany & Co. v. eBay Inc. (600 F.3d 93, 2010, SShA). [Electronic resource] // Casetext / WIPO Lex. — 2010. — URL: https://www.casetext.com/case/tiffany-nj-inc-v-ebay-inc (accessed: 19.02.2025).

Louis Vuitton v. Amazon (Francija, 2022). [Electronic resource] // Luxembourg District Court, 2022. — URL: (insert direct link, if available) (accessed: 11.02.2025).

Louboutin v. Amazon [Электронный ресурс] // Eur-Lex. — 2022. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:62021CJ0148 (дата обращения: 05.03.2025).

Ruling of the Intellectual Property Rights Court dated June 22, 2022 No. A41-85375/2020 — case filed by LLC “Komfortplus” against LLC “Wildberries” regarding trademark infringement. – Access mode: SPS "Consultant Plus".

Ruling of the Intellectual Property Rights Court dated August 15, 2024 No. C01-1428/2024 — issue of admissibility of analytical services data as evidence. – Access mode: SPS "Consultant Plus".

Ruling of the Intellectual Property Rights Court dated September 27, 2024 No. C01-1365/2024 in case No. A53-27386/2023 — analysis of the use of screenshots and analytical data as evidence. – Access mode: SPS "Consultant Plus".

Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 29, 2018 No. 305-ЭС18-13471 — position on intermediary liability for the sale of counterfeit goods. – Access mode: SPS "Consultant Plus".

Decision of the Arbitration Court of the city of Moscow dated September 1, 2021 in case No. A40-92572/2021 — on the issue of marketplace liability for placement of counterfeit products. – Access mode: SPS "Consultant Plus".

Weckström K. Secondary Liability for Trademark Infringement in the United States // University of Louisville Law Review. 2011. Vol. 49. P. 555–590.

Dinwoodie G.B. Secondary Liability for Online Trademark Infringement: The International Landscape // Columbia Journal of Law & the Arts. 2014. Vol. 37. P. 463–483.

Tushnet R. Power Without Responsibility: Intermediaries and the First Amendment // George Washington Law Review. 2013. Vol. 76. P. 986–1016.

Urban J.M., Quilter L. Efficient Process or “Chilling Effects”? Takedown Notices Under Section 512 of the Digital Millennium Copyright Act // Santa Clara Computer & High Technology Law Journal. 2006. Vol. 22. P. 621–693.

Frosio G. Reforming Intermediary Liability in the Platform Economy: A European Digital Single Market Strategy // Northwestern University Law Review. 2017. Vol. 112. P. 19–46. DOI: https://doi.org/10.31235/osf.io/w7fxv_v1

Another Bill on Protecting Dietary Supplement Consumers on Marketplaces Submitted to the State Duma [Electronic resource] // Pharmaceutical Bulletin. — 2024. — URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/V-Gosdumu-vnesli-eshe-odin-zakonoproekt-o-zashite-pokupatelei-BAD-na-marketpleisah.html (accessed: 05.03.2025).

Rules for the Sale of Goods [Electronic resource] // Wildberries. — URL: https://www.wildberries.ru/services/agreement (accessed: 06.03.2025).

Wildberries, Ozon and Yandex Market Will Create a Unified System to Combat Counterfeiting [Electronic resource] // Izvestia. — 2022. — URL: https://iz.ru/1342227/anna-urmantceva/wildberries-ozon-i-iandeks-market-sozdadut-edinuiu-sistemu-dlia-borby-s-kontrafaktom (accessed: 05.03.2025).

Wildberries Will Launch the "Digital Arbitration" Service [Electronic resource] // RBC. — 2023. — URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66055e139a79474e348ae96f (accessed: 07.03.2025).

Digital Services Act (DSA) [Electronic resource] // European Commission. — 2022. — URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/digital-services-act_en (accessed: 09.03.2025).

Loi contre la contrefaçon (France, ordonnance n° 2021‑1734 du 22 décembre 2021) [Electronic resource] // Lemonway Blog (juriste européen). — 2021 (entered into force on May 28, 2022). — URL: https://www.lemonway.com/blog/reglementation-marketplace-b2c (accessed: 10.03.2025).

Integrity, Notification, and Fairness in Online Retail Marketplaces for Consumers Act (INFORM Consumers Act) [Electronic resource] // U.S. Congress. — 2022. — URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/5502 (accessed: 08.03.2025).

What is INFORM Consumers Act? [Electronic resource] // Middesk. — URL: https://www.middesk.com/blog/what-is-inform-consumers-act (accessed: 09.03.2025).

Опубликован
2025-06-22